ОСОБЕННОСТИ  ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ Белорусский клуб KIA SORENTO
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ  ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Чердаки в дворцовом строительстве делались каркасной конструкции. Стойки и обвязки выполнялись из бревен или брусьев, заполнение делалось в виде дощатой заборки или обшивки. Иногда на чердаках; применялись отделочные материалы, в том числе точеные балясы. В чердаках дворцовых хором устраивалось много окон. Качество работ по строительству чердаков было очень высоким, и к ним предъявлялись требования, аналогичные требованиям к качеству отделочных работ того времени. Так, например, на чердаках устраивались клееные чуланы столярной работы. Перегородки в помещениях обшивались с одной или обеих сторон, причем -стойки каркаса ставились очень часто. Наряду с дощатыми делали и бревенчатые перегородки, крыши в сооружениях XV—XVII вв. были одним из главных элементов архитектурной композиции зданий, которым русские зодчие и мастера уделяли большое внимание. По форме крыши разделялись на двухскатные, четырехскатные и восьмискатные, шатровые, скирдообразные, кубчатые, бочкообразные и луковичные. Все эти виды крыш могли иметь дополнительные деления. В конструктивном отношении встречаются крыши бревенчатые, стропильные и смешанной конструкции, почти все/бревенчатые крыши рубились в погон. Широкое применение в строительстве находит стропильная система крыш. Стропильные ноги, составлявшие каркас крыши, назывались быками. Соединение в одном узле нескольких стропильных ног получило название «покрыть крышу костром». Для устройства конька быки врубались вверху друг в друга, а внизу схватывались связями для погашения распора. Крыши в XVI—XVII вв. имели деревянные покрытия гонтом, лубом, дранью, тесом, чешуей или лемехом. Гонтом крыши крылись так же, как и тесом. Разница состояла лишь в том, что гонт по своим размерам был много меньше кровельных тесниц, поэтому покрытие гонтом по своему внешнему виду приближалось к покрытию чешуей. Лубяные кровли, являясь легкой и дешевой конструкцией, устраивались на
временных и хозяйственных сооружениях. К дешевым покрытиям относились и драничные кровли.
Наиболее распространенными были тесовые крыши, обычно крывшиеся в два теса -в зубец. Высокие шатровые кровли покрывались тесом отдельными рядами или широкими полосами из стандартных кровельных тесниц длиной в три сажени. Для предохранения кровель от действия атмосферных вод и сохранения нижнего слоя теса от гниения между рядами теса прокладывался слой скалы, который . прибивался гвоздями к нижнему слою теса. Иногда в виде прокладки использовалась дрань шириной 6,7 см, что обеспечивало .вентиляцию пространства между досками.
Покрытие чешуей или лемехом являлось одним из самых дорогих деревянных покрытий. Чешую делали из тесниц и бревен на месте постройки, исходя из размеров обрешетки.
Кроме деревянного, употреблялось покрытие крыш соломой, дерном, белым железом, медью, черепицей и кирпичом.
Для брусчатых сооружений XVI—XVII вв. характерно применение бревен больших размеров, прогонов, брусьев, широких досок и т. п., что в значительной мере ускорило и облегчило сборку сооружений, а в случае пожара — быструю их разборку.
Вторую жизнь старому деревянному дому может дать применение вентилируемых фасадов с облицовкой алюкобондом в экономичном варианте или ,фасадными панелями любого вида.
Широкое развитие деревянного строительства в этот период характеризуется возведением многочисленных зданий и сооружений, из которых наибольший интерес представляют хоромные постройки, дающие представление о блестящих достижениях русских мастеров-плотников в области деревянного строительства.
Конструктивной частью при планировке хором была клеть, отчего хоромы носили название двойни, тройни, четверни и пятерни. При компоновке сооружения применялись различные варианты размещения клетей, которые, за исключением крупных сооружений, обычно не соеди; нялись врубками. В некоторых случаях в комплексе жилых помещений встречались сооружения башенного типа, возводимые из нескольких клетей, устанавливаемых одна на другую. При этом каждая последующая клеть была в плане меньше предыдущей. Площадки, образуемые при этом вокруг клетей, использовались в качестве балконов (гульбищ)-. Балконы обычно украшались балюстрадой (балясами). Примером такого строительства могут служить хоромы бояр Строгановых в г. Соль- Вычегодске, имеющие в отдельных частях здания высоту в семь этажей. Помещения хоромного здания делились на покоевые хоромы (спальни или горницы), находившиеся обычно во втором этаже и непокоевые хоромы, состоявшие из помещений для приема гостей и пиров (гридни, повалуши), соединявшиеся с покоевыми хоромами посредством сеней. К числу непокоевых помещений относились также светлицы (светлые, просторные комнаты), предназначенные для занятий рукоделием. Светлицы устраивались обычно на женской половине хором и располагались на втором или третьем этаже здания (на горни); служебные помещения — кухни, кладовые, чуланы, места для челяди и т. д. — размещались в подклетном этаже или выносились в отдельные срубы, соединявшиеся с хоромами переходами-сенями.
Своеобразный ансамбль различных по формам и объемам клетей, связанных между собой галереями, переходами и крыльцами, с повалушами, светелками, горенками, златоверхими теремами, решетчатыми сенями, был очень живописен по своей композиции. В украшение богатых деревянных хором русские зодчие вложили свой яркий, оптимистический талант, немеркнущее многообразие народного творчества.