Белорусский клуб KIA SORENTO

Белорусский клуб KIA SORENTO (http://kia-sorento-club.by/index.php)
-   Путешествия (http://kia-sorento-club.by/forumdisplay.php?f=77)
-   -   Пять самых аварийных перекрестков Минска. (http://kia-sorento-club.by/showthread.php?t=1150)

semisirj 13.01.2013 11:38

Пять самых аварийных перекрестков Минска.
 
Пять самых аварийных перекрестков Минска.
Практически любой столичный перекресток — это место конфликтов между участниками дорожного движения. Но конфликт конфликту рознь: на некоторых пересечениях улиц каждый день бьется «железо», а жертв нет. На других же дорожно-транспортные происшествия редки, однако последствия — критические. Поэтому получившийся список самых аварийных перекрестков столицы может кому-то показаться неожиданным. Мы попросили эксперта прокомментировать, что происходило в этих дорожных узлах.
— В сознании людей часто опасность ассоциируется с дискомфортом: тут вечные заторы, там сложно повернуть из-за плотного встречного движения. А реальную опасность, как и радиацию, увидеть сложно — она хорошо прослеживается в разрезе статистики за несколько лет, — начал с предисловия председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — У субъективной опасности другой образ. Все практически каждый день видят последствия мелких ДТП, которых в Минске случается около 30 тыс. ежегодно. Но о реально опасных авариях (их около 1 тыс. в год), в которых проливается кровь, люди скорее слышали от других, в контексте «кто-то кому-то сказал». В свое время мы проводили опрос, узнавали, какие места горожане считают аварийными. Результат получился с точностью до наоборот: относительно мирные перекрестки называли опасными, а переходы, где гибли пешеходы, — нормальными. Типичный пример — пл. Бангалор, которая считается очень аварийной. Да, это лидер по количеству мелких ДТП, но там нет смертельных аварий (последний такой случай был зафиксирован в 2008 году и связан с асоциальным поведением водителя).

В обществе доминирует мнение автомобилистов, с этой точки зрения судят об опасности, хотя до 70% учетных аварий связаны с пешеходами. Призываю не путать места концентрации мелких ДТП и реально аварийные перекрестки. Мы будем говорить о последних и о способах изменения ситуации. Но хочу сделать акцент: не может быть одного простого технического решения для всех перекрестков. На любую ситуацию нужно влиять с помощью трех факторов, трех «E»: Engineering (инженерное обеспечение дороги и автомобиля), Education (образование), Enforcement (контроль).
Ул. Брыля — ул. Гурского. За три последних года 14 аварий с пострадавшими. Чуть больше половины — это ДТП с пешеходами. Остальные — столкновения двух транспортных средств, связанные, как правило, с конфликтом левого поворота. Говоря языком протокола, эти ДТП произошли из-за несоблюдения очередности проезда перекрестка. Так, в июле 2011 года здесь столкнулись два Citroen. «Водитель Citroen C5 не пропустил Citroen Xantia, из-за чего и произошло столкновение. Пострадали два пассажира из последней машины», — рассказали тогда в ГАИ.



А в августе 2011-го тут в ДТП даже попали два троллейбуса, ехавшие в попутном направлении, — пострадали несколько пассажиров.

— Ничего удивительного не произошло. Это своеобразная плата за способ строительства станций метро, которые открыли в конце прошлого года. Поток резко увеличился после перекрытия пр. Дзержинского. В результате ошибки, допущенные при проектировании перекрестка и ранее не столь заметные, привели к всплеску аварийности, — считает Юрий Важник. — Для сравнения: с 2004-го по 2009 год здесь произошло всего два учетных ДТП, а за три следующих года — четырнадцать! Перекресток выполнял несвойственную для себя функцию, был одним из ключевых узлов дублера пр. Дзержинского. Есть такая особенность: в плохих условиях дорожного движения люди склонны чаще нарушать и таким образом компенсировать недостатки инфраструктуры. Отсюда проезд на красный, спешка при выполнении левого поворота, а этот маневр был разрешен из двух полос (для потока, едущего по ул. Гурского), что всегда создает сложности для обзора. Уровень обслуживания перекрестка (в данном случае — соотношение нагрузки и пропускной способности) не соответствовал дублеру пр. Дзержинского.

Это вообще характерно для Минска: при перекрытии движения на одной улице не предпринимаются компенсирующие мероприятия на соседних. Точнее, это носит формальный характер. Кто-то решает, что поток, мол, пройдет и здесь. Когда же происходит рост ДТП и образуются заторы, в авральном режиме проводят оптимизацию. Именно так и произошло с ул. Железнодорожной, ул. Брыля и другими. После этого ситуация изменилась, и одно из подтверждений тому — резкий спад аварийности. В 2012 году случились только три аварии с пострадавшими. В целом же решение данного вопроса зависит от способности городских властей управлять транспортным спросом.

Пр. Независимости — ул. Филимонова. За три года 14 аварий с пострадавшими и погибшими. Раньше об этом перекрестке действительно регулярно писали на форуме Onliner.by. Если не авария, так аварийная ситуация. Причем ДТП были разного рода: с пешеходами, попутные столкновения, а в августе 2011 года друг в друга даже врезались два мотоцикла. Кстати, аварии с участием байкеров здесь не единичные. Несколько месяцев назад столкнулись Ford Focus и Jawa. Как рассказали тогда в ГАИ, мотоциклист при повороте налево не уступил дорогу женщине, управлявшей машиной.

Еще одно ДТП, о котором стоит рассказать, связано с пешеходами. Поздно вечером в мае 2012-го на переходе сбили мужчину. Как объясняли очевидцы, он шел на красный сигнал светофора. Тогда все обошлось, пострадавший отделался ушибами и синяками.
— Левый поворот, который запретили на этом перекрестке (если ехать по пр. Независимости со стороны парка им. Челюскинцев в направлении МКАД), не был аварийным, — рассказывает Юрий Важник. — Однако это позволило получить время для других направлений и в целом снизило напряжение на перекрестке. Когда у других направлений появились дополнительные секунды, пропускная способность повысилась, водители стали успевать завершать намеченный маневр и, как следствие, меньше рисковать. Однако тут есть большая проблема с пешеходным переходом, который ведет от автовокзала «Московский» к магазину «Европейский». На нем не единожды сбивали людей. Наше предложение: канализировать правоповоротные потоки и сделать треугольные островки безопасности по углам перекрестка. Как это, например, уже есть на перекрестке ул. Алибегова и ул. Брыля, только немного по-другому. Решится две задачи: увеличится пропускная способность, а опасный переход дороги удастся разбить на несколько более коротких частей, что всегда более удобно для пешеходов, особенно пожилых людей. Кроме того, на перекрестке, как и на всем протяжении пр. Независимости, нужны меры, которые успокоили бы движение во внепиковое время.
Ул. Есенина — ул. Громова. За три последних года 12 аварий с пострадавшими. Неожиданно этот перекресток в спальном районе вошел в пятерку самых аварийных. С другой стороны — рядом МКАД, авторынок, оживленное пешеходное движение... Именно с участием пешеходов было зарегистрировано несколько ДТП. В июне прошлого года водитель Ford, выпивший пива, сбил пешехода. Как сообщали очевидцы, люди стали пересекать дорогу на зеленый сигнал. Водитель же, не останавливаясь на светофоре, продолжил движение на красный. Пострадавший от госпитализации отказался.

Но часто случались и столкновения. Годом ранее в аварию попали Mazda6 и Opel Astra, пострадали пять человек. Сообщалось, что один из водителей не уступил дорогу другому на нерегулируемом перекрестке.

— Последняя авария очень симптоматичная: большая часть ДТП здесь произошла ночью или рано утром, — обращает внимание на особенность председатель БАЭС. — Судя по моим данным, как раз в это время светофорный объект работал в режиме желтого мигания. То есть перекресток был нерегулируемым. Когда светофор перевели в круглосуточный режим, то аварийность резко снизилась.

Но это техническое решение кажется слишком простым и очевидным, чтобы полностью закрыть вопрос с ДТП на этом пересечении улиц. Об этом, кстати, свидетельствует второй описанный случай, произошедший в час пик — когда светофор работал. Любой перекресток должен быть проанализирован с точки зрения особой работы светофора в ночном режиме. У нас не использованы возможности дорожных контроллеров менять программы в зависимости от времени суток, состояния и условий движения. Считается, что важнее регулировать транспортные потоки днем, а ночью, когда город пустой, водители и сами разберутся. Но это не так: именно в эти часы и совершаются опасные происшествия. В свое время были разработаны специальные ночные светофорные режимы для пр. Независимости, которые призваны успокоить движение в это время суток. Однако пока они не введены из-за технических нюансов.


Пр. Пушкина — ул. Одоевского. За три года 10 аварий с пострадавшими и погибшими. Два наезда на пешеходов, одно ДТП с велосипедистом, одна авария с мотоциклистом. Но доминирует (и это явно прослеживается в статистике) все тот же конфликт левого поворота. Причем в таких ДТП люди получали не только травмы, но и гибли. Одно из уголовных дел до сих пор находится в суде. А последняя серьезная авария произошла около месяца назад — столкнулись Mazda5 и BMW 7-Series. Минивэн двигался по пр. Пушкина (со стороны ул. Притыцкого). Водитель этой машины на перекрестке с ул. Одоевского хотел повернуть налево. В этот момент навстречу ехал BMW. Произошло столкновение, в результате которого травмы получили две пассажирки Mazda, в том числе дочь водителя.

— Опасная ситуация, когда поворачивающие налево со встречных направлений располагаются напротив, перекрывая друг другу обзор. Такое встречается на многих минских перекрестках. А тут еще такой рельеф дороги, перекресток находится на подъеме, что тоже может считаться фактором аварийности, — замечает эксперт.


Этот перекресток несомненно подлежит оптимизации. Вопрос в том, что может его «вылечить». Добавить стрелку для поворачивающих налево? Но тогда мы заберем светофорное время у главного направления. Запретить поворот налево? В таком случае возникнет напряжение в соседнем узле, например на перекрестке пр. Пушкина — ул. Харьковская или же на пересечении ул. Притыцкого и ул. Берута. Ключевая проблема второго городского кольца — совмещение магистрального режима движения и потребностей пешеходов. Из-за широкой проезжей части необходимо много светофорного времени для пешеходов, его «отбирают» у водителей. Соответственно, времени для выполнения таких маневров не остается, время ожидания перехода увеличивается, и, как следствие, все участники движения становятся более склонными к риску.

Ул. Ульяновская — ул. Ленина. За три последних года 9 аварий с пострадавшими. Перекресток часто фигурирует в сводках ГАИ: случаются как мелкие аварии, так и ДТП с пострадавшими. Что характерно, так же редко получали травмы пешеходы (меньше, чем в целом по городу), а вот столкновения двух автомобилей — обычное дело. Особенно опасны удары в боковую сторону легковой машины при выполнении левого поворота.
Очень типичная авария произошла в июле 2011 года. По словам очевидцев, автомобиль Mazda ехал по ул. Ульяновской (со стороны ул. Свердлова), а навстречу ему по этой же улице двигался BMW, водитель которого стал выполнять левый поворот. «Как потом говорил водитель Х5, он решил что все трогаются перед ним (стояло елочкой машины три), и стартанул всех опередить на повороте, но там оказалась мазда, все ехали на зеленый, никто не превышал. После удара, БМВ осталось без морды, оба ланжерона на пол метра в сторону ушли, а мазда после двух ударов об БМВ и столб, сразу в гатаво. Водитель БМВ выбил плечо, водитель мазды, два раза получил в голову, в начале подушкой при ударе об БМВ, потом лобовиком при ударе об столб», — сообщил участник нашего форума Морж (особенности авторской орфографии и пунктуации сохранены).

Похожее ДТП случилось в ноябре того же года — тогда травмы получили четыре человека.
— Здесь самый большой набор левоповоротных столкновений, поскольку интенсивный левый поток автомобилей осложнен трамвайным движением, — продолжает Юрий Важник. — Стрелка может отчасти решить проблему безопасности левого поворота, но существенно повысит вероятность затора. Выделение «карманов» для левых поворотов проблему облегчило, но не решило, даже реконструкция узкой части ул. Ленина только ухудшит обстановку. По моему мнению, помогут запретные меры. Самый опасный левый поворот — по ул. Ульяновской (если ехать со стороны ул. Красноармейской в направлении ул. Свердлова). Проблема в том, что там поворачивают налево из двух рядов — получается «елочка», о которой как раз пишет очевидец. Это плохая ситуация: обзор ограничен и опасный маневр выполняют одновременно несколько водителей.

Предлагалось запретить этот левый поворот, а чуть дальше разрешить разворот, однако эта идея будет реализована при реконструкции трамвайных путей.


* * *
— Аварийность с пострадавшими — это одно явление, а где повреждения получают только автомобили — совершенно другое, — подытоживает эксперт. — Решение этих проблем — задачи разного порядка. Для сравнения: по статистике на один километр МКАД аварий приходится меньше, чем на один километр городских улиц. Но назвать кольцевую дорогу безопасной язык не поворачивается. В ближайшее время мы рассмотрим и другие аварийные места Минска.


Текущее время: 19:03. Часовой пояс GMT +2.

Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot